Меню

Административное право

82.
Административное право
Административное право — это отрасль права , регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.Совокупность правовых средств, способов и приемов, регулирующих воздействие на управленческие отношения, называют методами административного права.
  1. Универсальные методы административного права:
    1. Убеждение (разъяснение, внушение, поощрение и т.д.).
    2. Принуждение (применение взысканий).
  2. Административные методы административного права предполагают прямое или внеэкономическое воздействие со стороны управляющего субъекта на сознательное поведение управляемых.
    1. Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом.
    2. Распорядительные воздействия — приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координация работ и контроль исполнения.
    3. Материальная ответственность и взыскания — выражается в обязанности работников возместить ущерб, причиненный виновным действием или бездействию предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причиненный предприятию, с которым они состоят в трудовых отношениях.
    4. Дисциплинарная ответственность и взыскания — применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником.
    5. Административная ответственность применяется в случаях совершения административных правонарушений.
  3. Экономические методы административного права предусматривают косвенное воздействие на объект управления:
    • цены;
    • налоги;
    • штрафы.
  4. Правовые методы административного права.
    1. Предписания —возложение прямой юридической обязанности совершить те или иные действия в определенных условиях
    2. Запрет — возложение прямой юридической обязанности воздержаться от совершения тех или иных действий
    3. Дозволение — юридическое разрешение совершать определенные действия либо не совершать их по своему усмотрению.
Административное право включает в себя административно-правовые нормы. Это установленное государством правило регулирования общественных отношений в сфере государственного управления. Административные нормы носят императивный характер, т.е. требуют безусловного подчинения. Выделяют следующие виды административных норм:
  • обязывающие;
  • запрещающие
  • уполномочивающие — носят рекомендательный характер и предоставляют право действовать по своему выбору, но в пределах, установленных законом.
Юридическая сила норм зависит от положения тех органов, которые приняли акты, содержащие нормы. Иерархия норм отражает иерархию органов, их принявших. Соответственно, различают нормы законодательные и подзаконные. Последние могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.Реализация норм представляет собой процесс претворения в жизнь государственной воли его субъектами. Различают четыре формы реализации норм:
  1. Исполнение — активные действия субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в норме.
  2. Соблюдение — воздержание субъекта от совершения запрещенных действий.
  3. Использование — субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным ему субъективным правом (например, правом обратиться с жалобой).
  4. Применение — принятие компетентным государственным органом или уполномоченным должностным лицом индивидуального юридически-властного решения на основе действующей нормы.
Нормы административного права регулируют административно-правовые отношения.Особенности административно правовых отношений заключаются в следующем:
  • обязанности и права сторон этих отношений связаны с государственным управлением;
  • в этих отношениях одной из сторон выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо и т.д.);
  • данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;
  • в случае нарушения административно- правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;
  • разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.
Участниками административно-правовых отношений могут быть государственные органы, органы местного самоуправления и муниципальные служащие, общественные объединения, предприятия, учреждения, другие юридические лица, трудовые коллективы, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды).Кодифицированным нормативно-правовым актом, регулирующим административно-правовые отношения, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), который вступил в силу 01.07.2002 г.Административное правонарушение — это противоправное деяние невысокой степени опасности, предусмотренное законодательством об административных нарушениях.Субъектом административного правонарушения является лицо, его совершившее: граждане (в том числе иностранные), несовершеннолетние и их родители, должностные лица, юридические лица (организации).Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от ответственности и ограничиться устным замечанием.Для человека, совершившего административное правонарушение, наступает административная ответственность. Это мера принуждения, осуществляемая государством к лицу, совершившему противоправное деяние, за которое предусмотрено применение мер административного воздействия. Административная ответственность урегулирована нормами административного права, которые содержат исчерпывающие перечни административных нарушений, административных наказаний и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют этот вид производства и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности.Административные взыскания не налагаются на лиц моложе 16 лет, работников правоохранительных органов, военнослужащих и депутатов.С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией о делах несовершеннолетних и защите их прав, указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.Военнослужащие и работники правоохранительных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарным уставом.Депутаты не привлекаются к административной ответственности из-за существующего у них иммунитета.Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, за исключением лиц, наделенных дипломатическим иммунитетом.Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий находилось в состоянии невменяемости из-за хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.Поскольку административные проступки имеют меньшую общественную опасность и вредность, чем преступления, административные наказания менее суровы, чем уголовные, кроме того, они не влекут судимости.КоАП предусматривает следующие виды административных наказаний.
  1. Предупреждение — выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение считается административным наказанием, только если оно выносится в письменной форме. Применение предупреждения влечет для правонарушителя не только моральные, но и правовые последствия: при совершении повторного аналогичного правонарушения к нему будет применено более строгое административное наказание.
  2. Административный штраф является наиболее распространенным видом административного взыскания и предусматривается за большинство административных правонарушений. Административный штраф может выражаться в величине, кратной:
    • минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (размер МРОТ в РФ с 1 июня 2011 г. будет составлять 4611 руб.);
    • стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
    • сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.
    Сумма административного штрафа не может быть менее 1/10 МРОТ, или превышать 25 МРОТ для граждан, 50 МРОТ для должностных лиц и 1 000 МРОТ для юридических лиц. Сумма штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.
  3. Возмездное изъятие орудия или предмета правонарушения — их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей, например, изъятие боевого оружия.
  4. Конфискация орудия или предмета правонарушения (ружье браконьера, сеть). Конфискация назначается судьей. Не является конфискацией изъятие у лица, который незаконно владеет орудием или предметом административного правонарушения.
  5. Лишение специального права (охоты, управления транспортным средством). Устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее месяц и более 2 лет.
  6. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток. Административный арест назначается судьей. Арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.
  7. Выдворение за пределы России (для иностранцев и лиц без гражданства) — принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц через Государственную границу РФ за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в контролируемом самостоятельном выезде этих лиц из РФ.
  8. Дисквалификация — заключается в лишении физического права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Дисквалификация назначается судьей на срок от 6 месяцев до 3 лет.
  9. Административное приостановление деятельности — временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности.
Такое наказание применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркологических средств, в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток. Судья, на основании ходатайства лица, подвергнувшегося этому административному наказанию, прекращает его исполнение, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для его назначения.При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них. Если лицо совершило несколько аналогичных административных правонарушений, наказание назначается в пределах одной санкции.Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее, чем по истечении 2 месяцев со дня его совершения. При длящемся административном правонарушении — не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения.Согласно КоАП, дела об административных правонарушениях рассматриваются:
    1) судьями (мировыми судьями);2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (районными, городскими, районными в крупных городах);3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Компетенция каждого органа в сфере рассмотрения дел об административных правонарушениях установлена законодательством.