Все генетические задачи, какой бы темы они ни касались (моно-, ди- или полигибридное скрещивание, аутосомное или сцепленное с полом наследование, наследование моно- или полигенных признаков), сводятся к трем типам:
1) | расчётные; |
2) | на определение генотипа; |
3) | на определение характера наследования признака. |
В условии расчётной задачи должны содержаться сведения:
- о характере наследования признака (доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом и др.);
- прямо или косвенно (через фенотип) должны быть указаны генотипы родительского поколения.
Вопрос расчётной задачи касается прогноза генетической и фенотипической характеристик потомства. В задачах данного типа недопустимо давать ответ в форме: «Один ребёнок в семье родится нормальным и один многопалым» или ещё хуже: «Первый ребёнок будет многопалым, а второй нормальным». Сколько и каких детей будет у супругов, точно сказать нельзя, поэтому необходимо оперировать понятием вероятности: «Вероятность рождения ребенка с полидактилией (многопалостью) составляет 50 %». Для признаков, сцепленных с полом, нужно рассчитывать вероятность отдельно для мальчиков и отдельно – для девочек.
В условии задачи на определение генотипа должна содержаться информация:
- о характере наследования признака;
- о фенотипах родителей;
- о генотипах потомства (прямо или косвенно).
Вопрос такой задачи требует характеристики генотипа одного или обоих родителей.
В условиях задач на установление характера наследования признака:
- предлагаются только фенотипы следующих друг за другом поколений (то есть фенотипы родителей и фенотипы потомства);
- содержится количественная характеристика потомства.
Зачастую условие представляется в виде родословной – составленной по особым правилам диаграммы, отображающей передачу рассматриваемого признака в ряду поколений.
В вопросе такой задачи требуется установить характер наследования признака.