Меню

Истина

13.
Истина
Истина — это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бэкон, знание — сила, но лишь при том непременном условии, что оно — истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире, и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.Но что такое истина, истинное знание? На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина — это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания — ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.В современной науке под истиной понимают адекватное отражение объекта, его воспроизведение в человеческом сознании таким, каков он на самом деле, независимо от человека и его сознания. Противоположностью истины является заблуждение — не до конца познанная истина. Как отличить истинное знание от заблуждения? Иными словами: что является критерием истины? В обществознании выделяют следующие критерии истины:
  • опытные данные;
  • теоретически обоснованные знания;
  • соответствие окружающему миру.
Истина объективна по своему содержанию, но субъективна по форме выражения. В любых знаниях присутствует субъективное начало, связанное с особенностями органами чувств, нервной системы, деятельности головного мозга, с нашими способностями, интересами, отношением к миру.Возможно ли полное, абсолютное знание, иными словами — абсолютная истина? Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет, и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Но, в таком случае абсолютной истины не бывает, она всегда относительна, так как окружающий мир бесконечен и неисчерпаем. В то же время абсолютную истину можно рассматривать как образец или предел, к которому стремится наше знание. Абсолютная истина предстает в таком случае как бесконечная сумма относительных истин, которые формулирует человечество на протяжении всей истории своего развития.