Говоря об источниках права, прежде всего, подразумевают факторы, порождающие появление и действие права. Источник права — это способ существования норм права, внешняя форма их закрепления. В мире существовало и существует большое количество источников права.К основным источникам права относятся следующие.
Правовой обычай — правило поведения, которое сложилось исторически и признано государством в качестве общеобязательного. Это один из наиболее древних источников права. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства в качестве источника права. Сборниками правовых обычаев являются дошедшие до нас памятники прошлого (законы Хаммурапи, Русская Правда). В настоящее время правовые обычаи широко применяются при регулировании некоторых общественных отношений (земельных, наследственных, семейно-брачных). Сохраняет свое значение обычай и в международном праве.
Юридический прецедент — судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательную силу в последующих спорах. Президент создается при отсутствии соответствующего нормативного правового акта. В основе создания судебного прецедента лежит принцип, согласно которому суд не может отказать кому-либо в правосудии из-за отсутствия соответствующего закона. Суд обязан вынести решение по такому делу, и это решение впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел.
Правовая доктрина — также является одним из древнейших источников права. Правовую доктрину могут составлять высказывания представителей власти и ученых, судебные речи блестящих юристов, которым придается общеобязательное значение. В настоящее время правовая доктрина продолжает выступать в качестве источника права в мусульманских странах.
Нормативный договор — это юридический документ, выражающий взаимное изъявление воли сторон, встречное принятие на себя каждой из них юридических обязанностей. Нормативный договор имеет широкое распространение в таких отраслях права как конституционное, гражданское, трудовое и международное.
Нормативный правовой акт — официальный акт, изданный государственным органом, в котором содержатся нормы права. Он является основным источником права в Российской Федерации. Нормативный правовой акт характеризуется рядом признаков:
содержит нормы права;
исходит от государства или от организаций, которым государство передало это право;
принимается с соблюдением определенной процедуры и имеет заранее установленную юридическую силу;
имеет признаки официального письменного документа: название акта, указание на то, где, когда и кем был принят; наличие в необходимых случаях подписи соответствующего должностного лица и регистрационного номера;
обладает четкими временными, пространственными и субъективными пределами действия.
Действие нормативно-правового акта в пространстве определяется той территорией, в рамках которой он обладает юридической силой.Действие нормативно-правового акта во времени определяется моментом вступления акта в юридическую силу и моментом ее прекращения.Действие нормативных актов по кругу лиц определяется кругом субъектов, на которых распространяется акт, если в самом законе не указано иное. По общему правилу все субъекты права, находящиеся на территории государства, попадают под сферу действия его законодательства.Все издаваемые нормативно-правовые акты связаны между собой и находятся в строгой иерархии. Эта иерархия служит основой для их классификации. Ведущим критерием классификации является юридическая сила нормативно-правового акта. Она указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт. Выделяют следующие виды нормативных актов.
Законы — нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой:
Конституция РФ — основной закон;
федеральные конституционные законы — регулируют вопросы, связанные с избранием, полномочиями и деятельностью высших органов власти РФ;
федеральные законы (текущие и кодифицированные — кодексы);
региональные законы.
Подзаконные акты — указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, министерств и ведомств, местных органов власти:
общие —распространяются на всю территорию государства;
ведомственные — директивы министерств и ведомств;
местные — постановления и распоряжения региональных и местных органов власти.
Поскольку закон — это акт, принятый в особом порядке, следует обратить внимание на процесс создания закона, т.е. законотворческий процесс. Он включает в себя несколько последовательных этапов.
Законодательная инициатива — официальное предложение от управомоченных лиц или государственных органов (депутаты, президент, правительство) принять тот или иной нормативный правовой акт путем внесения в законодательный орган законопроектов, подлежащих обязательному рассмотрению.
Обсуждение законопроекта —осуществляется в правотворческом органе, как правило, в нескольких чтениях.
Принятие закона —происходит на заседании законодательного органа путем подачи голосов «за» или «против».
Опубликование (промульгация) закона — доведение до сведения населения его содержания. Опубликование закона, как правило, состоит из подписания принятого закона главой государства и последующего его официального опубликования.