Меню

Культура Руси в XIII—XV вв.

11.
Культура Руси в XIII—XV вв.
В данном периоде выделяются два этапа. Первый — с 1240 г. и до середины XIV в., который характеризуется заметным упадком во всех областях культуры. Это связано с монголо-татарским нашествием и одновременной экспансией немецких, шведских, литовских, польских и венгерских феодалов. Второй период — вторая половина XIV — XV вв. Он отмечен подъемом национального самосознания и возрождением русской культуры. В результате иноземного вторжения центр общественно-политической и культурной жизни сместился на северо-восток, где постепенно устанавливалась гегемония Москвы.Монголо-татарское завоевание нанесло страшный удар ослабленной междоусобицами Руси. Города были сожжены и ограблены. Мастера искусства и ремесел погибли в сражениях или были уведены в плен. Первые пять-десять лет после монгольского вторжения русское искусство находилось как бы в состоянии шока.В обстановке опустошения главное значение приобрело деревянное строительство, но от этого периода памятников почти не сохранилось. Сильный удар захватчики нанесли и по ремеслам. Такие виды прикладного искусства, как перегородчатая эмаль, чернь, резьба по камню, стеклоделие приостановились в своем развитии на долгое время. Культурные связи русских земель с Византией и другими странами заглохли.Только в Пскове и Новгороде, избежавших разорения, растущие торгово-ремесленные силы продолжали работать. Известным фактом является вклад в 1359 г. в новгородскую церковь Флора и Лавра деревянного резного креста (так называемый Людогощинский крест), который представляет собой прекрасный образец резьбы по дереву, сочетающий крупные детали с мелкими и орнаментом плоской резьбы по всей поверхности (рис. 1.3.11).Однако, постепенно преодолевая феодальную раздробленность, русские земли концентрировались вокруг Москвы, подготавливая процесс объединения в единое независимое государство. Вместе с позитивными политическими процессами шло и возрождение русской культуры.Просвещение. Литература. Несмотря на огромную тяжесть монголо-татарского ига в XIV — XV вв., на Руси развивалось просвещение и книжное дело. В эту средневековую эпоху распространение грамотности и знаний шло разными путями: в княжеских дворцах, монастырях, торговых городах и деревне. Судя по житийной литературе, обучение детей начиналось в возрасте 7 лет, сначала их обучали чтению, а затем письму. Многочисленные берестяные грамоты, найденные при раскопках в Новгороде, говорят о том, что русские горожане были достаточно образованы и использовали свои знания в деловой практике и в быту.Применение бумаги и замена ею пергамента сделало книги более доступными. Уже к XV веку известно достаточно библиотек. С XIII — XIV вв. до нас дошло 583 рукописные книги. Остальные, очевидно, погибли в огне многочисленных пожаров и войн. Выдающимся памятником литературы и географических описаний является «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, совершившего небывалое путешествие по Волге и Каспию в Персию, а затем в Индию.Ведущим жанром русской литературы этого периода является воинская повесть. Сильным патриотическим чувством проникнуты «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской Земли» и ряд других. Отражая общественную идею политического и культурного объединения русских земель, литература показывала рост национального самосознания народа в борьбе с иноземным игом и созданием единого централизованного государства. Целый цикл выдающихся произведений посвящен этой проблеме. Это произведения о победе на Куликовом поле, «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина» и др.Архитектура. После монголо-татарского разорения русская архитектура только с конца XIII века начала создавать все заново. Строительство сосредоточилось на северо-западе и во Владимирской земле, включая Москву. Географическое положение Пскова обусловило развитие здесь оборонного зодчества. В XIV—XV вв. возведены каменные стены псковского детинца, крепость Изборск. Храмы строились небольших размеров из мелкого камня и затем их белили.Первые каменные постройки в Московском кремле, не сохранившиеся до наших дней, появились на рубеже XIII — XIV вв. Успешно возводится белокаменный Кремль, а затем были заложены несколько каменных храмов — соборы Чудова и Симонова монастырей в Москве, Успенский в Коломне и др. После победы на Куликовом поле каменное строительство приобрело большой размах. Церкви строились не только в Москве или Коломне, но и Звенигороде, Дмитрове, Можайске.Живопись. Живопись второй половины XIII—XV вв. является естественным продолжением искусства домонгольской Руси. Изоляция от Византии и разобщенность русских земель подтолкнули к росту областных тенденций в искусстве. Появились новгородская, ростовская, тверская, псковская, московская и вологодская школы живописи. XIV век — время блестящего расцвета монументальной живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал великий византиец Феофан Грек (1340 г. — после 1405 г.), приехавший на Русь в 70-е годы XIV столетия. Он расписал церковь Спаса на Ильине, фрески которой дошли до нас лишь частично. По сохранившимся фрагментам можно судить о живописной манере мастера: широкие удары кисти, уверенно положенные блики, преобладание красно-коричневых и желтых охр.По своему московская школа живописи не знала себе равных. Когда около 1390 г. Феофан Грек приехал из Новгорода в Москву, здесь уже сложилась самобытная традиция, что позволило избежать простого подражания великому мастеру. Под его руководством проходили основные художественные работы: росписи церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля и др. Наиболее достоверным творением Феофана в Москве считается 7 икон деисусного чина Благовещенского собора. Глубокая одухотворенность, выразительный рисунок, звучный колорит придают деисусу собора значение одного из величайших произведений мирового искусства.Иконостас Благовещенского собора — древнейший из дошедших до нас так называемых русских высоких иконостасов. До этого времени алтарь в русских и византийских храмах отделялся от молящихся невысокой преградой. Новый иконостас, в становлении которого большую роль сыграли Феофан Грек, Андрей Рублев и их товарищи, представлял собой высокую стену из нескольких рядов икон.Первые семь икон праздничного иконостаса Благовещенского собора традиционно связывают с именем величайшего художника Древней РусиАндрея Рублева (1360—1430), достоверных сведений о жизни и творчестве которого сохранилось немного. Самое совершенное произведение Рублева — икона «Троица» (рис. 1.3.12), происходящая из Троицкого собора Троице-Сергиевой монастыря, была написана в 10-е или 20-е годы XV в.Три ангела — это предвечный совет о послании Отцом Сына на страдание во имя спасения человечества. Изображенные Рублевым ангелы — едины, но не одинаковы. Их согласие достигается единым ритмом, круговым движением. Круг, с древности символизирующий гармонию, образован позами, движениями ангелов, соотносительностью их фигур. Таким образом, Рублеву удалось решить труднейшую творческую задачу, выразив две сложные богословские идеи о таинстве евхаристии и триединстве божества.Таким образом, в XIII — XV вв. в тяжелейших условиях борьбы за национальное освобождение шло формирование великорусской народности и зарождение общерусской культуры.