Зарождение наук произошло еще в Древнем мире. Но складываться они начали с XVI — XVII вв. В ходе исторического науки развития превратились в важнейшую силу, оказывающую влияние на все сферы жизни общества.Наука — это форма деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины. Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты научной деятельности:
разделение и кооперацию научного труда;
научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;
методы научно-исследовательской работы;
понятийный и категориальный аппарат;
систему научной информации;
всю сумму накопленных ранее научных знаний.
Современная наука — это чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только окружающий человека мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании — то есть сам человек. Основная задача науки — выявление объективных законов действительности, а ее непосредственная цель — объективная истина.Научное познание отличает стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека. Полученный при этом результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов. Поэтому научному познанию присущи следующие признаки:
объективность;
системность;
нацеленность на практику;
доказательность;
обоснованность полученных результатов;
достоверность выводов.
В настоящее время существует следующая классификация наук:
естественные науки — изучают мир природы;
технические науки — изучают мир техники;
гуманитарные науки — изучают мир человека;
социальные науки — изучают мир общества.
Каждая наука включает в себя четыре необходимых компонента.
Субъект науки — исследователь, осуществляющий научную деятельность.
Объект науки — предмет исследования, т.е. то какую сферу изучает данная наука.
Система методов и приемов, характерных для изучения в рамках данной науки.
Язык науки — присущая только ей терминология (основные понятия, символы, математические уравнения, химические формулы и т.д.).
Необходимо понимать, что научное познание есть целостная, развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. В структуру научного познания входят:
1) фактический материал, полученный экспериментальным путем;2) результаты его первоначального обобщения;3) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы);4) закономерности, принципы и теории;5) методы научного познания;6) стиль мышления.
Научное познание — это развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных взаимосвязанных уровня.:
Эмпирический уровень — преобладает чувственное познание, живое созерцание. Это — сбор фактов и их первичное обобщение, описание наблюдаемых явлений, их систематизация и классификация. Методами этого уровня являются:
наблюдение — целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта;
эксперимент — такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, которые могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).
Теоретический уровень — преобладает рациональное познание. Этот уровень познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Основная задача теоретического познания — достижение истины во всей ее конкретности и полноте содержания. Основными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.
Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.Гипотеза — форма знания, содержащая предположение, сформированное на основе фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве.Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат, но и ведущий к нему путь, т.е. метод. Наиболее распространенными методами научного познания являются:
анализ — разложение предмета на составляющие, что позволяет тщательно рассмотреть строение изучаемого объекта;
синтез — процесс объединения в единое целое свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа изучаемых явлений;
аналогия — присваивание схожих свойств изучаемому объекту, если он похож на знакомый предмет;
индукция — переход от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям;
дедукция — переход от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным;
системный подход — совокупность методов, приемов и принципов познания явлений как систем.
Методы исследования явлений могут быть самыми разнообразными, но они должны отвечать одному необходимому условию — не противоречить друг другу.