Меню

Политическая элита

68.
Политическая элита
Понятие «элита» происходит от латинского eligere и французского elite — лучший, отборный, избранный. Начиная с ХVII  в. этот термин употреблялся для обозначения товаров наивысшего качества, а затем и для именования людей избранных, прежде всего, высшей знати. Сегодня этот термин употребляется в самых различных значениях.Элитой именуются:
  • лица, получившие наивысший индекс в области их деятельности;
  • наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть (организованное меньшинство общества);
  • лица, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, богатством, статусом;
  • меньшинство, осуществляющее наиболее важные функции в обществе;
  • наиболее квалифицированные специалисты, менеджеры и высшие служащие в системе бюрократического управления и т.д.
Основными признаками политической элиты выступают обладание властью и монополизация права на принятие решений. Если учесть, что общества всех типов по своей внутренней структуре обычно делятся на две «страты»: меньшинство, которое правит, и большинство, которым правят, то меньшинство, которое правит, и называют политической элитой. Причем правление этого меньшинства отличается структурным постоянством: при изменении (смене) персонального состава элиты ее властные отношения в своей основе всегда были и остаются неизменными. Известно, что в ходе истории сменялись вожди племен, рабовладельцы, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, парламентарии и министры и т.д., но отношения господства и подчинения между элитой и массами всегда сохранялись и сохраняются до сих пор, ибо никогда не было народа, который бы сам управлял собой, и никогда его не будет. И всякое правление, даже самое демократическое, является на самом деле олигархичным, т.е. правлением немногих над многими.Следует обратить внимание и на такую характеристику элиты, как ее внутренняя дифференцированность. Элита делится на правящую, т.е. непосредственно обладающую государственной властью, и неправящую, оппозиционную. Последняя охватывается понятием «контрэлита».Существует и такое понятие, как «субэлита». Им обозначают различные подвиды правящей элиты. Помимо собственно политической элиты (высших политико-государственных функционеров) в эту категорию входят «капитаны промышленности» (руководители крупных корпораций),«лорды войны» (высшая армейская и полицейская иерархия), держатели «духовной власти» (священники, интеллектуалы, писатели и др.),«вожаки масс» (руководители партий и профсоюзов) и т.д.С точки зрения воспроизводства элиты делятся на «закрытые» и «открытые». «Закрытые» системы рекрутирования элит характерны для недемократических режимов, в которых они предстают в виде каст (номенклатуры) и воспроизводятся в основном за счет нижестоящих слоев самой элиты. Наличествует длинная бюрократическая лестница, по которой осуществляется медленное постепенное движение наверх.«Открытые» системы рекрутирования элит присущи демократически организованным обществам. Для них характерны:
  • наличие возможностей для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций (при соответствующих индивидуальных качествах);
  • широкий круг селектората (т.е. тех, кто осуществляет функцию отбора), в качестве которого могут выступать все избиратели страны;
  • небольшое число формальных требований (институциональных фильтров) для занятия руководящих должностей и др
В функциональном плане роль политической элиты сводится в основном к осуществлению двух центральных задач:
    1) руководство страной на стратегическом макросистемном уровне управления обществом;2) арбитраж и посредничество как во взаимоотношениях между различными социальными слоями и группами, так и между правящими группировками, а также регулирование отношений с другими государствами.
Политическая воля элит реализуется в основном через бюрократический аппарат, включающий в себя лиц, постоянно занимающихся ведением государственных дел. Без этого аппарата политическая воля элиты осталась бы только намерением. Элита намечает главные цели деятельности государства, а на бюрократический аппарат возлагается их реализация. При этом если между элитой и бюрократическим аппаратом нет единства целей, последний может саботировать выполнение любого общего плана. Как правило, хотя и не всегда, положение бюрократии в политических системах более стабильно, чем положение элиты.