Меню

Политическая власть

55.
Политическая власть
Политическая власть, как одна из разновидностей власти, существовала не всегда. На ранних этапах развития общества властные отношения, как правило, возникали на уровне межличностных отношений и носили характер индивидуальной власти. Публичная власть, формирование которой было связано с делегированием части прав людей одному властному субъекту, на первых порах также не имела политической направленности. Однако, как было сказано выше, по мере социального развития и усложнения общества, разделения его на большие группы населения с различными интересами, политическая возникает объективно и неизбежно. Политическая власть представляет собой реальную способность и возможность субъекта проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике.Отличительными признаками политической власти являются :
    1) публичность, т.е. всеобщий и безличностный характер власти ;2) монополия на регламентацию политической жизни, обязательность ее решений для любой другой (неполитической) власти в обществе;3) моноцентричность — наличие единого центра принятия властных решений ;4) возможность легального использования принуждения и социального насилия в обществе.
Следует отметить, что политическая власть тесно связана с властью государственной и очень часто в общественном сознании ассоциируется с ней. Однако, это не совсем правильно. Политическая власть является более широким понятием, нежели государственная власть. Она осуществляется не только в рамках государства, но и в других компонентах политической системы общества: в рамках политических партий, общественных организаций и т.д. При этом государственная власть является ядром политической власти, опирается на специальный аппарат принуждения и характеризуется способностью влиять на поведение населения в целях обеспечения полноценного функционирования общества.К отличительным чертам государственной власти можно отнести:
    1) верховенство на всей территории государства, суверенитет и независимость в международных отношениях;2) наличие специального аппарата управления, контроля и принуждения;3) монопольное право на издание законов и распоряжения, обязательных для всего населения;4) право на взимание налогов и различного рода сборов на территории страны;5) легальное использование силы и физического принуждения в случаях невыполнения законов и распоряжений.
Специфика конкретной политической власти во многом зависит от формы ее реализации. В современной научной литературе» как правило, выделяют две формы осуществления политической власти:
    1) отношения господства и подчинения;2) отношения руководства и принятия (консенсус) .
Отношения господства и подчинения характеризуются преобладанием одной воли и подавлением другой. Естественно в этом случае доминируют силовые методы принуждения со стороны власти и страх перед санкциями среди мотивов подчинения людей. Вместе с тем, не следует исключать сознательного, добровольного подчинения населения на основе традиций, веры в законность и даже священность издревле сложившегося в том или ином государстве порядка. В ряде случаев причиной добровольного подчинения могут служить и личные качества вождя ( харизма), порождающие у людей яркие эмоциональные чувства и веру в его особый дар, что становится, в конечном итоге, основой личной преданности.Отношения руководства и принятия, напротив, предусматривают достижение общественного согласия (консенсуса) по основным вопросам политической жизни, выработку «правил игры», обязательных как для объекта, так и для субъекта власти. В этом случае полномочия лидера существенно ограничены конституцией и законами страны.На практике в современных условиях та или иная форма реализации власти «в чистом виде» встречается очень редко. Как правило, преобладают смешанные формы, характеризующиеся комплексным сочетанием элементов руководства и господства со стороны власти, которая осуществляет свои функции, опираясь на силовые структуры. Добровольное принятие деятельности власти гражданами дополняется осознанием ими вероятности санкций в случае противодействия.Необходимым условием успешного функционирования политической власти является ее легитимность (в переводе с латинского — «законность»). Данное понятие возникло в начале XIX  в. как реакция на итоги Великой Французской революции. Оно отражало стремление восстановить в стране власть королевской династии, как единственно законную, в отличие от власти узурпатора (Наполеона).Однако идея легитимности родилась значительно раньше, по мере осознания людьми предпочтительности общепризнанного порядка над произволом и нарушением политических норм в результате насильственного захвата власти и последующего ее использования. Большой вклад в развитие данной идеи внесли средневековые мыслители Ф. Аквинский и И. Солсберийский. Призывая граждан к повиновению государственной власти, они, вместе с тем, оставляли за народом право на восстание и даже цареубийство в случаях, если правитель злоупотребляет властью, использует ее в нарушение божественной воли.В современных условиях под легитимностью принято понимать признание правомерности власти со стороны гражданского общества и мирового сообщества.Однако не следует путать легитимность с единодушным принятием всеми гражданами той или иной власти, и единогласным одобрением ими политического курса. В обществе всегда найдутся люди, которые не согласны с правящей группировкой, критикуют ее. Именно это поставило ученых перед необходимостью выработки единых критериев легитимности. В поисках решения данного вопроса столкнулись две различные позиции.Сторонники либерально-демократического подхода предлагают считать легитимной ту власть, которая сформирована в результате демократических процедур. Власть, захваченная насильственным путем, по их мнению, не может быть признана законной.В противовес им сторонники политического реализма считают легитимной любую власть, которая способна контролировать ситуацию в обществе, обеспечить стабильное развитие, независимо от способа ее установления.Именно вторая позиция легла в основу дипломатического признания Соединенными Штатами Советского Союза через 15 лет после Октябрьской революции.Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на заметную демократизацию политической жизни в конце XX  — начале XIX  вв., идеи политического реализма в вопросах легитимности сохраняют свою актуальность. Более того, большинство политиков и ученых сходятся во мнении, что власть незаконно захваченная, но сумевшая обеспечить мирное, стабильное развитие той или иной страны более предпочтительна, чем та, которая была сформирована демократическим путем, но не сумела предотвратить анархию, межнациональные конфликты, гражданскую войну.В духовной сфере жизни общества важнейшее значение для легитимности политической власти играет идеология.