Меню

Расцвет Киевской Руси

4.
Расцвет Киевской Руси
Незадолго до смерти князь Святослав разделил Русскую землю между тремя сыновьями: старший сын, Ярополк, получил Киев, средний, Олег, — землю Древлянскую, а младший, Владимир, — Новгород. Вскоре после смерти Святослава между братьями начались распри, в результате которых Владимир (980—1015) стал единодержавным князем Руси (рис. 1.2.5). Именно с эпохи Владимира I Святославовича начался расцвет и укрепление Киевского государства. Были приведены к покорности не платившие дани славянские племена, строились оборонительные пограничные укрепления, на их охрану набирались дружины с сильным воинским контингентом из восточнославянских и угро-финских племен. Спорные территории активно отвоевывались у претендентов — поляков, чехов, венгров, ятвягов, волжских болгар. На Руси появилась собственная монета — сребреник и златник. С древности у славян высоко ценились меха, названия которых — кунарезанавеверица — перешли потом на металлические деньги. Денежные расчеты в виде штрафов (виры) могли заменить смертную казнь.Первые шесть лет своего княжества Владимир провел в походах, предводительствуя дружиной лично и объединяя Русь. При нем все славянские племена от Карпат и Немана и города Городен (Гродно) до Белоозера, Оки и Волги стали составлять одно целое — Русскую землю и называться русскими.Владимир осуществил несколько удачных военных походов: завоевал Галицию (Червонную Русь), смирил вятичей и радимичей, победил камских болгаров, успешно воевал с печенегами и, таким образом, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.Чтобы обезопасить свои южные границы от набегов кочевников, князь приказал возвести целый ряд крепостей по южному рубежу Киевской Руси. Также была возведена сплошная стена (частокол) на земляной насыпи, называемая Змиевы валы. По южным и юго-восточным границам Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников.Но самым значительным событием правления Владимира I стало принятие христианства. Среди причин принятия христианстваможно выделить следующие:
  • необходимость общегосударственной идеологии;
  • оправдание социального неравенства;
  • повышение международного авторитета Руси.
Несмотря на общность религиозных представлений всех восточных славян, у отдельных племен они во многом различались. Объединение земель под властью Киева требовало замены различных племенных верований единой общегосударственной религией.Придя к власти, Владимир попытался укрепить язычество пантеоном главных богов. Он воздвиг в Киеве пантеон с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши), ввел, подобно скандинавам, практику человеческих жертвоприношений богам. Но реформа провалилась, так как население страны отказывалось признать эту божественную иерархию.В прежнем же виде язычество не устраивало княжескую власть, стремившуюся укрепить свой авторитет. С тарые боги перестали отвечать потребностям новых условий жизни, где усиливалось социальное неравенство, формировалась имущественная зависимость, укреплялась власть князя и его дружины. Необходим был иной духовный стержень, который бы сцементировал складывавшуюся древнерусскую государственность и сделал прочно легитимной княжескую власть. По-видимому, этим и объясняется отказ Владимира от язычества и поворот к принципиально новой религии — единобожию. Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т.е. вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство; в Хазарии — иудаизм; в Волжской Булгарии — ислам. К этому времени все европейские государства приняли христианство как основную религию. Оно утверждало в сознании людей идею господства и подчинения и было поэтому удобно для феодальных властителей в условиях генезиса феодализма.Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии.Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому». В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Там же в Корсуни Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа Корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени.Путь утверждения христианства на Руси не был простым. Поклонение древним богам — Перуну, Велесу, Хорсу, Даждьбогу, Макоши, Симарглу, Стрибогу, Яриле и др., соблюдение обрядов, жертвоприношения на капищах, авторитет волхвов — все это было привычным для языческого славянского общества. В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдаленности определенную автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде. Во главе русской церкви стоял митрополит, назначаемы из Византии. Все население страны обязывалось платить налог в пользу церкви — «десятину» (1/10 часть от своего дохода).Принятие христианства имело огромное значение для дальнейшего развития Руси: укрепились государственная власть и территориальное единство страны, расширились международные связи, большой толчок получило развитие русской культуры.После смерти Владимира I началась междоусобная борьба за киевский престол между его сыновьями. Киев получил Ярослав Мудрый (1019—1054). Киевская Русь в его правление достигла наивысшего расцвета, пика своего развития и стала во всех отношениях одним из сильнейших государств Европы, быстро догоняющим и обходящим передовые государства. Сыновья князя правили в крупнейших городах — Новгороде, Чернигове, Переяславле, Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском. Это были центры культурной и хозяйственной жизни. Здесь можно было встретить целые районы проживания торговцев из Хазарии, Скандинавии, Польши, представителей армянского и еврейского купечества. Велась оживленная торговля Руси с Византией, Волжской Булгарией, Персией, Хорезмом. Русские купцы вывозили пушнину, воск, костяные изделия, кольчуги, кожи, льняное полотно замки, бронзовые зеркала. Важной статьей дохода русских была и торговля рабами — пленными, захваченными в военных походах.Киев при Ярославе превратился в один из крупнейших Европейских городов. В городе были построены Золотые ворота и Софийский собор. При Ярославе впервые был назначен русский по происхождению киевский митрополит Илларион. Основанный его последователями Киево-Печерский монастырь станет в дальнейшем культурным центром православной Руси.Ярослав Мудрый (рис. 1.2.6) был одним из составителей первого письменного свода законов Руси — Русской Правды. Источником для ее создания были нормы обычного права, узаконенные государством судебные местные обычая, а так же судебная практика местных князей. В Русской Правде нашли отражение и новые явления древнерусской действительности. Они свидетельствовали о постепенной утрате принципов родовых отношений, господствовавших ранее.Ярослав Мудрый уделял большое внимание просветительству на Руси и ее христианизации. В годы его правления христианство распространилось на все русские земли, появился первый монастырь. Ярослав Мудрый открыл первые государственные школы, куда принимались как мальчики, так и девочки.Внешняя политика Ярослава Мудрого была достаточно продуктивной, а международный престиж Руси этой эпохи был высок. Русские князья заключали династические браки с крупнейшими европейскими королевскими дворами. Сам князь был женат на шведской принцессе Игигерде, среди его дочерей одна вышла замуж за короля Франции, другая — за короля Венгрии, а третью сделал своей избранницей норвежский принц. Престижными были и браки сыновей: невестками Ярослава стали польская, византийская и германская принцессы.Но Ярослав Мудрый не только развивал торговые и культурные связи, но и весьма успешно воевал. Ему удалось разбить печенегов под Киевом в 1036 г. (вскоре на этом месте и был построен храм Святой Софии). Именно после этого печенеги перестали представлять грозную силу и беспокоить Русь своими набегами. Воевал Ярослав Мудрый и с финнами, ятвягами, литовцами. Ходил на чудь, и утвердил на чудских землях свою власть, возвел на берегу Чудского Озера город Юрьев. Во время правления Ярослава мудрого произошло последнее столкновение Руси с Византией, было это в 1043—1046-х годах. Конфликт разгорелся из-за убийства русского купца. Закончилось все мирным договорам, скрепленным узами династического брака.Русская держава этого периода существовала и успешно развивалась на огромном пространстве — от Карпат до нижнего течения реки Оки, от Балтийского до Черного моря. Претензии на самостоятельную, независимую политику киевского престола были ярко выражены в произведении митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати».Третий, кризисный период развития Древней Руси начался с княжеских усобиц между сыновьями Ярослава Мудрого — ИзяславомСвятославом и Всеволодом. В 1068 г. киевский князь Изяслав Ярославович и его братья потерпели жестокое поражение от кочевников-половцев на реке Альте. Киевляне прогнали неудачливого князя и пригласили княжить Всеслава Полоцкого. Вскоре с помощью поляков Изяслав вернул себе престол и безжалостно расправился с недовольными. Первые усобицы открыли череду войн среди потомков Ярослава за овладение киевским престолом и престолами в других городах. В дальнейшем ожесточенность в борьбе за власть только нарастала.Кровавые княжеские междоусобицы сыновей и внуков Ярослава Мудрого разворачивались на фоне постоянных угроз со стороны враждебных соседей, прежде всего — половцев. Кочевники не только самостоятельно нападали на южные земли, но и принимали участие в усобицах по приглашению самих русских князей. Постоянные набеги вели к разорению земель, уводу в плен населения, большим материальным потерям. Важнейшим событием этого периода стал Любечский съезд князей, созванный в 1097 г., на котором было принято решение прекратить усобицы и провозглашался принцип: «Каждому своя вотчина».В начале XII века Русь снова объединилась перед лицом нового врага — половцев. Это было время правления Владимира Мономаха (1113—1125) и его сына Мстислава (1125—1132).В 1111 г. князь Владимир Всеволодович Мономах (рис. 1.2.7) организовал успешный поход против половцев и одержал убедительную победу. Именно Владимир Мономах — авторитетнейший князь, прославленный своими успехами в борьбе с кочевниками — был приглашен на киевский престол в 1113 г., в обход своих старших родственников. На протяжении последующих двадцати лет — до 1132 года (когда умер преемник Мономаха, его старший сын Мстислав Великий) Киевская Русь пережила период своего последнего величия. В эти годы страна не знала больших княжеских смут, были проведены реформы, облегчившие жизнь простого люда. Для безопасности государства Мономах предпочитал наносить по врагам упреждающие удары. На некоторое время стабилизировалась обстановка на южных и северо-западных рубежах. Известный своим художественно-политическим «Поучением», Владимир Мономах содействовал расцвету древнерусской литературы. Именно в период его правления создается летопись «Повесть временных лет», которая повествует о начале древнерусской государственности.Владимир Мономах не был противником все углублявшегося деления Русской земли на отдельные княжества, но стремился при этом сохранить политическое, военное и культурное единство Руси на новой моральной основе: на основе договоров о союзах князей между собой, скрепляемых целованием креста, взаимными обещаниями и сохранением за собой вотчин без посягательств на вотчины соседей. Свою идею союзов он постоянно высказывал на княжеских съездах (1097, 1100 и 1103 гг.).Устанавливает Владимир Мономах и культ князей братьев Бориса и Глеба, безропотно подчинившихся своему старшему братуСвятополку и погибших от руки подосланных им убийц. Культ Бориса и Глеба должен был подать пример всем князьям полного, до самой мученической кончины, подчинения старшему князю и вместе с тем — резко осудить старшего князя, в данном случае Святополка Окаянного, не пожелавшего считаться с правами младших. Тем самым Владимир как бы выступал против принципа единодержавия на Руси, изображая это единодержавие в известных обстоятельствах преступным и братоубийственным.Стремясь к миру и добровольному единству Руси при одновременном наличии многих ее «держателей», Владимир Мономах покровительствовал летописанию, напоминая об историческом единстве княжеского рода и пропагандируя легенду о происхождении всех русских князей от одного князя — Рюрика.Выступая за мир на основе договорных начал между князьями и принципа вотчинного начала, Владимир Мономах стремился по возможности смягчить также и социальные противоречия. В 1113 г. он был призван на киевский стол восставшими народными массами. Князь законодательным путем вводит некоторые смягчения для низов, облегчает положение должников и закупов. Так возникает Устав Владимира Мономаха.С 1093 г. князь вел войну с вступившими в союз половцами и Олегом Святославичем, которому вынужден был уступить Чернигов (1094 г.) и обосноваться в Переяславском княжестве, подвергавшемся постоянным набегам половцев. В 1095 г. он заключил мир с половецкими ханами Итларом и Китаном, а затем вероломно их убил. После Долобского съезда (1103 г.) Владимир Мономах стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103, 1107, 1111 гг.). Половцы потерпели ряд поражений и надолго оставили русские земли.Политику Владимира Мономаха продолжил его сын Мстислав (рис. 1.2.8). Владея городами Киевом, Новгородом (сын Всеволод), Посемьем (сын Изяслав), Смоленском (сын Ростислав) и Полоцком (переведен Изяслав), Мстислав создал сильнейшею державу в составе русских княжеств, сохраняя контроль над важнейшими городами Руси и главным торговым путем «из варяг в греки».Во времена правления Мстислава не только Новгород стал «больше первого», но и в подвластной ему Ладоге была возведена каменная крепость. В Киеве Мстислав построил церкви Святого Феодора и Богородицы Пирогощи, а также основал Федоровский монастырь. Многие ученые считают, что именно Мстислав является последним редактором «Повести временных лет».Во внешней политике Мстислав I продолжал линию своего отца: защита страны от врагов. Военное могущество князя Мстислава было настолько неоспоримым, что именно он, единственный из всех князей Киевской Руси, заслужил в летописях прозвище«Великий». Используя брачные союзы со скандинавскими государствами и с Византией, он тем самым укрепил позиции государства на международной арене.Летописцы отмечали, что Мстислав «был великий правосудец, в воинстве храбр и доброразпорядочен, всем соседям его был страшен, к подданным милостив и разсмотрителен. Во время его все русские князи жили в совершенной тишине и не смел один другаго обидеть. Сего ради его вси именовали Мстислав Великий. Подати при нем хотя были велики, но всем уравнительны, и для того всии приносили без тягости».1132 год, год смерти Мстислава, многими историками считается годом окончательного распада Киевской Руси. С одной стороны, благодаря отцу, сыновья Мстислава (Всеволод, Изяслав и Ростислав) стали правителями отдельных самостоятельных княжеств, с другой — ни один из ближайших преемников Мстислава не обладал его политическими и военными способностями и не мог остановить дезинтеграцию государства.