Меню

Тоталитаризм

57.
Тоталитаризм
Дальнейшее рассмотрение политических систем подводит нас к пониманию необходимости определения понятия, позволяющего классифицировать их по функциональному показателю. Таким понятием является политический режим.Политический режим — это способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношения органов власти к правовым основам их деятельности.Установление того или иного политического режима в конкретной стране зависит от ряда факторов.
  1. Уровень развития и интенсивность общественно-политических процессов.
  2. Структурированность правящей элиты.
  3. Состояние отношений между элитой, бюрократией (чиновничьим аппаратом) и гражданами.
  4. Развитость общественно-политических традиций, господствующее в обществе политическое сознание и поведение.
Политический режим призван обеспечить:
    1) cтабильность политической власти;2) управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;3) достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.
Необходимо выделить три основных политических режима, которые существуют в современном мире.Тоталитарный режим (от лат. total — целостность, полнота) порожден специфическими условиями XX столетия. В политический язык данное понятие было введено Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики своего движения. Что же представляет собой тоталитарный режим?Главной его отличительной особенностью является всеобъемлющий контроль со стороны власти над обществом и личностью, подчинение всей общественной жизни коллективным целям и официальной идеологии. Девиз — «Запрещено все, кроме того, что прикажут» — наиболее точно характеризует сущность этого режима.Первоисточники тоталитаризма следует искать в стремлении подчинить все общественные процессы реализации единой коллективной цели. Эти цели достигаются посредством создания жестко централизованной системы экономического и социального планирования. Ее функционирование, в свою очередь, возможно лишь в условиях абсолютной власти и массовой поддержки, что обеспечивается с помощью увеличения институтов власти, социального контроля и систематической обработки населения, насаждения единой идеологической веры, а также подавления всякого инакомыслия. Единая сложнейшая государственная машина не допускает индивидуальной свободы граждан, ибо это угрожает всему целому. Ради достижения великой цели, общего блага позволительно использовать любые средства.Перечисленное выше в большей или меньшей степени присуще всем государствам, в которых имели место тоталитарные режимы. Вместе с тем, существуют и отличия, позволяющие условно разделить их на три группы.
  1. Коммунистический тоталитаризм представляет собой исторически первую и классическую форму тоталитаризма. Началом его формирования принято считать 1918 год, когда были заложены основы военно-коммунистической системы в нашей стране, достигшей своего совершенства в период «сталинизма».
  2. Фашизм. Был установлен в Италии в 1922 г. и имел целью возрождение величия Римской империи путем твердой государственной власти. Однако распространить свой контроль на все сферы жизни общества он так и не сумел. Не только в экономической, но даже и в политической жизни итальянский фашизм был несколько ограничен влиянием в обществе короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви.
  3. Национал-социализм. Как политический режим утвердился в Германии в 1933 г. Возникнув позже коммунистического тоталитаризма и фашизма, он позаимствовал у них все основные черты, характеризующие данный режим, трансформировав их с учетом своей специфики. По аналогии с фашизмом была провозглашена цель — достижение мирового господства арийской расы. Революционные и социалистические лозунги, формы организации государства и партии и даже обращение — «товарищ» были взяты из опыта советского коммунизма. Однако, сменив социальную ориентацию с рабочего класса на германскую нацию в целом, национал-социализм определил тем самым направление своей агрессивности — не против собственных граждан, а против других народов.