Меню

Тригонометрические уравнения

Тригонометрические уравнения. Часть 1
Внимание! Теоретический материал для кванта «Тригонометрические уравнения. Часть 1» и кванта «Тригонометрические уравнения. Часть 2» совпадает. Различаются только тесты и видеоматериалы.Устойчивым является заблуждение абитуриентов о том, что при решении тригонометрических уравнений не нужна проверка. Это — далеко не всегда.При решении тригонометрических уравнений проверка найденных решений необходима, если:
    1) в процессе решения применялись алгебраические преобразования, которые могли привести к расширению области определения уравнения (например, сокращение дробей);2) в процессе решения применялись тригонометрические преобразования, которые могли привести к расширению области определения уравнения (речь идет о применении тригонометрических формул, левая и правая части которых имеют различные области определения, например:;3) в процессе решения применялось возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень.
Каждая из указанных причин может привести к появлению посторонних корней. Заметим, что применение формул «справа налево», напротив, может привести к потере корней, в силу сужения области определения.Решение тригонометрических уравнений в большинстве случаев проводится либо с помощью замены переменной, либо разложения на множители, но и тот, и другой способ применяется в разных вариантах в зависимости от вида конкретного уравнения. Поэтому в данном разделе вам предлагается более подробная классификация типов тригонометрических уравнений и методов их решения.Пример 1.Решить уравнение: .РешениеОбе части уравнения легко представляются как выражение, зависящее только от tgx:.Далее, заменой tgx = y, тригонометрическое уравнение рационализуется:.В итоге , т.е.  и .Однако можно заметить, что значения  также удовлетворяют исходному уравнению. Это потерянные корни. В чем причина? В основе преобразований формулы, сужающие область определения: .(в нашем случае  и ).Комментарий. Еще раз настойчиво предостерегаем от применения приемов решения уравнений, ведущих к сужению области определения и возможной потере корней.Пример 2.Решить уравнение: РешениеПерераспределим компоненты уравнения: Далее, в левой части воспользуемся формулой: Имеем:  т.е. Теперь представим sin x как синус двойного аргумента:Перенесем все компоненты уравнения в одну часть и вынесем общий множитель за скобки:Вновь воспользуемся формулой разности синусов:Последнее уравнение равносильно совокупности:Таким образом, уравнение имеет два семейства корней:  и , если , и бесконечно много корней:  если Ответ: Если , то Если , то .Рассмотрим также примеры решения комбинированных уравнений, т.е. уравнений, в которых над переменной, в той или иной комбинации производятся иррациональные, показательно-степенные, логарифмические и тригонометрические операции. Такого рода задания вызывают у абитуриентов определенные трудности. В основе этих трудностей, как правило, лежит некая негативная психологическая установка. Абитуриент как бы говорит себе: «Таких уравнений я в школе не решал; что-то слишком много всего накручено; это мне не по силам». В связи с этим дадим два совета.Совет первый. По внешнему виду задания нельзя судить о его простоте или трудности; трудность — это характеристика не задания, а действенности Ваших знаний и умений. Начинайте решать, пробуйте, пытайтесь, несмотря на то, что задание кажется вам «страшным» и недоступным.Совет второй. Решайте комбинированное уравнение как бы по действиям, отграничивая иррациональную часть решения от логарифмической, логарифмическую от тригонометрической и т.п. Осуществить это можно введением новых переменных. В конце решения осуществляйте тем или иным образом проверку корней.Пример 3.Решить уравнение:РешениеПусть  тогда . Далее решаем уже не комбинированное, а тригонометрическое уравнение. Воспользуемся формулой синуса двойного аргумента:«Тригонометрическая часть» решения завершена; далее необходимо решить показательное уравнение с параметром n:Прежде всего, выясним, при всех ли n у данного уравнения существуют корни. Ясно, что, поскольку левая часть уравнения как сумма степеней тройки всегда положительна, то условие существования корней уравнения:Решим это неравенство. Если n  0, то  Очевидно, что полученная система  несовместна. Если n ≥  0, то Система  равносильна неравенству n ≥  0.Таким образом, учитывая, что , получаем вывод: корни у данного уравнения существуют при значениях параметраnn = 0, 1, 2, 3, … . Именно при этом условии решаем далее показательное уравнение.Преобразуем левую часть уравнения по свойствам степени:Тогда имеем:Таким образом,  Это «семейство» логарифмов и составляет множество корней исходного комбинированного (показательно-тригонометрического) уравнения.Ответ: Пример 4.Решить уравнение: РешениеПрежде всего, укажем область определения уравнения. Она задается условиями:т.е. системой Пусть теперь . Тогда, вместо комбинированного, имеем логарифмическое уравнение с двумя переменными а и b это уравнение преобразуется в уравнение:  Далее, если положить, что  то имеем простое рациональное уравнение:  Его единственный корень — y = 1. Значит,  т.е. Отсюда b = a, т.е.  Корнями этого тригонометрического уравнения является семейство:  Нетрудно видеть, что оно удовлетворяет области определения исходного уравнения, а значит, и составляет множество его корней.Ответ: Пример 5.Решить уравнение: РешениеЗаметим, что решения всякого уравнения, следует начинать с пристального, внимательного взгляда, призванного увидеть в уравнении, неравенстве и т.п. что-нибудь интересное, особенное, какую-нибудь «изюминку», позволяющую применить при решении некий нестандартный прием. Эта «изюминка» не всегда есть, но проглядеть ее обидно. В данном уравнении маленькая «изюминка» есть: если в правой части уравнения мы воспользуемся (к сожалению часто забытым абитуриентами) свойством логарифма:  то сразу, как говорится, «убьем двух зайцев»: и избавимся от радикала, и перейдем к одному основанию логарифма.Итак, если r = 2, то  Далее, имеем тригонометрическое уравнение Воспользуемся формулой синуса двойного аргумента:Решением первого уравнения совокупности является семейство:  решением второго: Необходимо провести проверку найденных корней. Для этого выпишем условия, задающие область определения исходного уравнения:Ясно, что первое из найденных семейств — семейство посторонних корней, т.к. нарушено условие , а из второго семейства посторонними корнями являются корни вида:  (т.к., в этом случае, хотя  но ).Таким образом, корни исходного комбинированного уравнения:.Ответ: .