Научное познание — это развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных взаимосвязанных уровня.:
Эмпирический уровень — преобладает чувственное познание, живое созерцание. Это — сбор фактов и их первичное обобщение, описание наблюдаемых явлений, их систематизация и классификация. Методами этого уровня являются:
наблюдение — целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта;.
эксперимент — такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, которые могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).
Теоретический уровень — преобладает рациональное познание. Этот уровень познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Основная задача теоретического познания — достижение истины во всей ее конкретности и полноте содержания. Основными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.
Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.Гипотеза — форма знания, содержащая предположение, сформированное на основе фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве.Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат, но и ведущий к нему путь, т.е. метод. Наиболее распространенными методами научного познания являются:
анализ — разложение предмета на составляющие, что позволяет тщательно рассмотреть строение изучаемого объекта;
синтез — процесс объединения в единое целое свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа изучаемых явлений;
аналогия — присваивание схожих свойств изучаемому объекту, если он похож на знакомый предмет;
индукция — переход от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям;
дедукция — переход от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным;
системный подход — совокупность методов, приемов и принципов познания явлений как систем.
Методы исследования явлений могут быть самыми разнообразными, но они должны отвечать одному необходимому условию — не противоречить друг другу