Меню

Высшая нервная деятельность и психика человека

Под высшей нервной деятельностью понимают деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающих наиболее совершенное приспособление животных и человека к условиям среды. Материальной основой высшей нервной деятельности у млекопитающих является кора больших полушарий и подкорковые ядра переднего мозга. Основной формой деятельности нервной системы являются рефлексы. Они разделены на две группы: безусловные и условные. Первые являются врождёнными, они передаются по наследству и свойственны всем представителям данного вида. Различают ориентировочные, пищевые, защитные и половые рефлексы. Ориентировочные рефлексы занимают особое место, они обеспечивают восприятие незнакомых раздражителей. Защитные рефлексы направлены на сохранение целостности организма, к ним относятся, например, кашель, чихание, мигание. Пищевые рефлексы связаны с питанием, а половые – с размножением. Безусловные рефлексы осуществляются по постоянным рефлекторным дугам на уровне спинного мозга, ствола мозга и подкорковых ядер.

Условные рефлексы являются индивидуальными, позволяют адаптировать поведение к конкретным условиям существования. Они приобретаются и утрачиваются (торможение условных рефлексов) на протяжении всей жизни. Вырабатываются условные рефлексы на основе безусловных: для образования условного рефлекса необходим условный раздражитель (сигнал), подкрепляемый безусловным (раздражителем, который вызывает безусловный рефлекс). При этом устанавливается временная связь между участками коры, воспринимающими условное и безусловное раздражения. После повторения сочетания условного и безусловного рефлексов связь укрепляется. Условные рефлексы обеспечивают более совершенное индивидуальное приспособление организма к меняющимся условиям среды. Выработанные в течение жизни рефлексы составляют основу поведения. Условные рефлексы с течением жизни могут и ослабляться под действием торможения. При безусловном внешнем торможении на организм начинает действовать новый сильный раздражитель, в коре головного мозга возникает новый очаг возбуждения и угнетает существующий. Более сложное торможение – внутреннее, условное, оно возникает при отсутствии подкрепления условного раздражителя безусловным. Угасание условных рефлексов очень важно, так как позволяет не реагировать на сигналы, утратившие свое значение.

Особенностями высшей нервной деятельности человека являются высокоразвитая психическая деятельность, сознание, речь, способность к абстрактно-логическому мышлению. Кроме первой сигнальной системы (восприятие окружающего мира, анализ и синтез сигналов, поступающих непосредственно от рецепторов) человек обладает второй сигнальной системой (передача информации с помощью членораздельной речи). Посредством речи люди могут обмениваться своими мыслями и сознательно управлять своим поведением.

Сложность процессов высшей нервной деятельности проявляется в таком явлением, как сон.

Человек примерно треть жизни проводит во сне (новорожденный спит до 20 часов в сутки, взрослый человек – в среднем 8 часов). Полное отсутствие сна люди, как и другие животные, переносят гораздо тяжелее, чем голодание. Во время глубокого сна понижается обмен веществ, падает частота сердечных сокращений, дыхание становится редким и поверхностным, снижается температура тела; во время сна организм отдыхает, восстанавливается работоспособность. Известно о существовании фаз быстрого и медленного сна, их различия состоят в характере работы головного мозга. В период быстрого сна усиливается обмен веществ, учащается дыхание и сердцебиение, возникают быстрые движения глаз, этот период сопровождается сновидениями и составляет примерно четверть от общего количества сна. Выяснилось, что именно эта четверть очень важна для восстановления работоспособности организма. Регуляция сна и бодрствования осуществляется т. н. ретикулярной формацией – ансамблем ядер ствола головного мозга, имеющим собственные водители ритма и взаимодействующим с другими зонами мозга (например, коррекция засыпания по смене дня и ночи).

Человек ведет социальную жизнь, является членом общества. Поэтому психика каждого человека складывается под влиянием общества, его норм, законов и правил. Психика – это внутренний мир конкретного человека, его представления о мире, его мысли, его чувства и стремления. В зависимости от различных потребностей у человека возникают определенные психические состояния – собственные представления, образы, понятия, чувства, мысли и т. п. Психика человека формируется в процессе освоения речи как комплекс осознанных и подсознательных психических процессов и состояний. Совокупность психических и физиологических процессов представляет собой поведение.

Эмоции – это отражение субъективного восприятия какого-либо события, явления или предмета. Они связаны с оценкой важности и новизны действующих на организм внешних и внутренних раздражителей. Выражаются эмоции в форме непосредственных переживаний (радости, грусти, удовольствия, раздраженности, гнева и т. п.). Эмоции играют большую роль в общении между людьми, оказывают влияние на яркость восприятия, прочность запоминания и другие процессы. Лимбическая система, связанная с формированием эмоций, включает таламус и ядра больших полушарий (миндалина, гиппокамп).

Память – это способность сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Она является основой при обучении человека, без неё невозможны мыслительные процессы. По длительности хранения информации различают оперативную (доли секунды), кратковременную (несколько секунд) и долговременную (часы, дни, годы) память. Можно также выделить формы памяти в зависимости от запоминаемого сигнала (зрительная, слуховая, механическая и др.). Если одна и та же информация поступает сразу по нескольким каналам, то запоминание происходит более эффективно. Существует механическое и осмысленное запоминание; при осмысленном запоминании человек способен пользоваться своими знаниями в жизни. Память необходимо развивать, хорошая память способствует умственной деятельности. Механизмы формирования следов долговременной памяти (энграмм) до конца не изучены, предложены разные варианты, включая образование новых связей между нейронами, изменения в синтезе в нейронах определенных белков и РНК, участие клеток глии.

Сознание – это способность человека отображать действительность и на основе этого отображения регулировать поведение. Оно необходимо для отделения человека от окружающего мира. Сознание является предпосылкой к мышлению – способности мыслить, воспринимать информацию о мире и делать на её основе выводы в форме высказываний и умозаключений. Мышление является необходимой часть сознания.

Главное отличие в высшей нервной деятельности животных и человека составляет способность у последнего к речи и словесному мышлению. Каждое слово несёт для человека определённое абстрактное значение, а не является простым сочетанием звуков. Речь является чрезвычайно важным компонентом общения между людьми. Центры речи обычно располагаются в левом полушарии в височных и лобных долях, обуславливая соответственно способность воспринимать устную (и письменную) речь, и способность к вокализации, говорению или внешней речи; нарушения в работе центров речи или связи между ними приводит к афазиям разных типов. Словесное мышление позволяет человеку получать информацию, не обращаясь непосредственно к предмету. Речь и письменность позволяют получить человеку опыт предшествующих поколений, составляют основу развития науки и искусства.