Меню

Железнодорожный транспорт

Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в работе транспорта. Работа транспорта оценивается следующими показателями: количеством перевезённых грузов (млн тонн) и пассажиров (млн человек), грузооборотом и пассажирооборотом.

  • Грузооборот (тонн∙км) – произведение количества перевезённого груза (тонн) на дальность его перевозки (км).
  • Пассажирооборот рассчитывается аналогично грузообороту для числа перевезённых пассажиров.

Весь сухопутный транспорт России представлен железнодорожным, автомобильным и трубопроводным видами транспорта.

Железнодорожный транспорт – ведущий среди универсальных видов транспорта. У железнодорожного транспорта есть важные достоинства: высокая грузоподъёмность, сравнительно низкая себестоимость перевозок, всепогодность, возможность строить железные дороги почти повсеместно. Протяженность железных дорог в России на 87 тыс. км меньше, чем в Канаде и США, но длина электрифицированных железных дорог – наивысшая в мире. По грузообороту железнодорожный транспорт занимает второе место после трубопроводного.

Основные черты географии российских железных дорог определились ещё в дореволюционный период и мало изменились с того времени. В европейской части их конфигурация напоминает гигантское колесо, центр которого Москва. От неё в разные стороны отходят «спицы» – 11 железнодорожных магистралей. На расстоянии 40–100 км и 150–300 км от Москвы эти радиусы пересекаются двумя кольцевыми дорогами. На восток от европейского «колеса» протянулись широтные магистрали (к Екатеринбургу, Челябинску, Оренбургу). Чем восточнее положение, тем их меньше. Такая география железнодорожных путей создаёт проблемы в обеспечении надёжной транспортной связи между западными и восточными районами страны. После распада СССР значительные участки Транссибирской (Москва–Челябинск–Новосибирск–Иркутск–Владивосток), Среднесибирской и Южносибирской магистралей оказались за пределами России.

Рис. 1. Железнодорожная сеть России