12.
Наука
- разделение и кооперацию научного труда;
- научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;
- методы научно-исследовательской работы;
- понятийный и категориальный аппарат;
- систему научной информации;
- всю сумму накопленных ранее научных знаний.
- объективность;
- системность;
- нацеленность на практику;
- доказательность;
- обоснованность полученных результатов;
- достоверность выводов.
- естественные науки — изучают мир природы;
- технические науки — изучают мир техники;
- гуманитарные науки — изучают мир человека;
- социальные науки — изучают мир общества.
- Субъект науки — исследователь, осуществляющий научную деятельность.
- Объект науки — предмет исследования, т.е. то какую сферу изучает данная наука.
- Система методов и приемов, характерных для изучения в рамках данной науки.
- Язык науки — присущая только ей терминология (основные понятия, символы, математические уравнения, химические формулы и т.д.).
- 1) фактический материал, полученный экспериментальным путем;2) результаты его первоначального обобщения;3) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы);4) закономерности, принципы и теории;5) методы научного познания;6) стиль мышления.
- Эмпирический уровень — преобладает чувственное познание, живое созерцание. Это — сбор фактов и их первичное обобщение, описание наблюдаемых явлений, их систематизация и классификация. Методами этого уровня являются:
- наблюдение — целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта;
- эксперимент — такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, которые могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).
- Теоретический уровень — преобладает рациональное познание. Этот уровень познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Основная задача теоретического познания — достижение истины во всей ее конкретности и полноте содержания. Основными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.
- анализ — разложение предмета на составляющие, что позволяет тщательно рассмотреть строение изучаемого объекта;
- синтез — процесс объединения в единое целое свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа изучаемых явлений;
- аналогия — присваивание схожих свойств изучаемому объекту, если он похож на знакомый предмет;
- индукция — переход от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям;
- дедукция — переход от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным;
- системный подход — совокупность методов, приемов и принципов познания явлений как систем.